Что делает менеджер по работе с маркетплейсами
Чтобы продать товар на маркетплейсе, нужно не только закупить продукцию, но и сделать привлекательную карточку товара, продвинуть её повыше в поисковой выдаче и привлечь внимание покупателей. Это большая и ответственная работа, которую проделывают менеджеры маркетплейсов. Ошибка на любом из этапов может привести к убыткам владельца магазина.
Менеджер маркетплейсов должен уметь:
- Находить рентабельные товары и избавляться от неходовых позиций.
- Контролировать логистические процессы.
- Развивать бизнес и приносить больше прибыли продавцу.
Масштаб задач зависит от размера и специфики бизнеса. Например, в крупных компаниях над магазином на маркетплейсе работает целая команда: управляющие, логисты, маркетологи, аналитики и другие. Начинающим продавцам зачастую достаточно иметь в штате одного менеджера по маркетплейсам, который возьмёт на себя основные задачи: контроль над отгрузкой товаров, заполнение карточек, работу с отзывами и ответы на вопросы покупателей. Можно нанять и специалиста с узкой специализацией — например, чтобы запустить рекламу товаров на площадке.
Как проходит рабочий день менеджера по маркетплейсам
Задачи каждого специалиста различаются. Одни лишь координируют сборку и отгрузку заказов, а другие управляют командой — складскими работниками, водителем, бухгалтером. Нередко менеджерам приходится полностью организовывать работу магазина: закупать, продавать и продвигать товары. Для этого специалисты:
- Регистрируют и оформляют страницу магазина на маркетплейсе.
- Анализируют рынок и изучают сильные стороны конкурентов.
- Выбирают товары на продажу и договариваются с поставщиками.
- Загружают ассортимент и создают карточки товаров.
- Выстраивают процесс отгрузки заказов перевозчику или доставки до покупателя.
- Решают проблемы клиентов, отвечают на их вопросы.
- Следят за актуальностью цен и количеством товара на складе.
- Устраивают распродажи и запускают акции.
- Анализируют продажи, находят слабые места в бизнесе и формируют новые гипотезы для развития.
- Продвигают позиции в топ поисковой выдачи, используют внутренние и внешние рекламные инструменты.
- Составляют для руководства отчёты о проделанной работе.
Сколько зарабатывают менеджеры маркетплейсов
Заработок специалистов зависит от занятости, размера бизнеса, квалификации и уровня ответственности.
Новички с опытом до года (Junior) могут претендовать на доход от 30 до 60 тысяч ₽ в месяц. Они заполняют карточки, ищут поставщиков, формируют поставки и контролируют их доставку на склад.
Специалисты с опытом от одного года до трёх лет (Middle) получают от 60 до 120 тысяч ₽ в месяц. Они занимаются не только полным циклом продаж, но и стратегией и маркетингом: проверяют гипотезы и анализируют продажи, запускают рекламные кампании.
Менеджеры с опытом более трёх лет (Senior) зарабатывают от 120 тысяч ₽ в месяц. Они разрабатывают стратегии по развитию и координируют работу команды узкопрофильных специалистов. Например, маркетологов, бухгалтеров, экспедиторов.
Формат работы
Менеджеры маркетплейсов работают:
- в офисе, на складе или удалённо;
- полный рабочий день, несколько часов в неделю или попроектно;
- в качестве наёмных сотрудников, самозанятых или ИП.
Один фрилансер одновременно может работать с несколькими магазинами, если успевает. Крупные бренды предпочитают нанять менеджера в штат, чтобы он мог полностью погрузиться в работу одного бизнеса.
Как начать карьеру менеджера маркетплейсов
Необязательно сразу покупать курсы, чтобы выучиться на менеджера маркетплейсов. Начать можно с обучающих материалов в открытом доступе. Как только появится «база», попробуйте:
- составить список требований, которые упоминают работодатели в вакансиях, — подтяните навыки, которых у вас пока нет;
- создать кабинет продавца на маркетплейсе — чтобы разобраться, как всё работает на самом деле;
- поискать простые задачи и получить первый опыт — например, на Ozon Profit.
Чтобы систематизировать знания и попрактиковаться, можно пройти курс с заданиями и наставничеством.
Легче освоить новую профессию тем, кто имеет навыки в смежной специальности. Например, маркетологи могут быстро научиться запускать рекламные кампании и продвигать позиции на маркетплейсе, а дизайнеры — качественно оформлять карточки товаров и страницу магазина.
Хороший старт в профессии даст курс бесплатного обучения по маркетплейсу с нуля от Ozon. Он состоит из 10 блоков — в них раскрыты все нюансы работы с торговой площадкой. После обучения можно пройти тест и получить именной сертификат, который подтвердит, что вы разбираетесь в продажах на Ozon как эксперт.
Озонолог — новый эксперт в e-com
Где искать менеджера маркетплейсов
Если нужен сотрудник на постоянную занятость в штат: HH.ru, SuperJob.ru, Работа.ру, Зарплата.ру и Авито.Работа. В вакансии нужно чётко указать требования — пишите о тех задачах, которые планируете делегировать менеджеру. Например, одному работодателю нужен хороший закупщик, а другому — маркетолог. Нередко достаточно специалиста, который будет контролировать отгрузку товара, оформлять карточки, составлять отчёты и общаться с клиентами — одним словом, возьмёт на себя операционку.
На разовые задачи или неполную занятость менеджера маркетплейсов можно найти в тематических чатах и сообществах в Telegram и «ВКонтакте». Если работа несложная, вакансию достаточно разместить на площадке с небольшим охватом. Чтобы получить много откликов, можно купить платную публикацию у ресурса с большой аудиторией.